РТР будет жить, пока будет идти «Санта-Барбара»
13 мая 1991 года, начало свое
вещание РТР. Бегущие
кони, еще неофициальный «диссидентствующий»
триколор в оформлении канала,
свежие лица — Гурнов, Ростов,
Сорокина в «Вестях», вызванная из
Нижнего (тогда еще Горького) Нина
Зверева в программе «Без ретуши»,
где корреспонденты газет в прямом
эфире(!) задают любые вопросы(!)
кандидатам в президенты(!), опять
же в прямом эфире концерт, на
котором Сорокина вытаскивает на
сцену тогдашнего премьер-министра(!)
России Силаева и дает ему в руки
баян — сыграйте, Иван Степанович!
«Все это
было свежо и ново для N-ской
губернии», — писал, правда по
другому поводу, классик...
Пытаюсь
вспомнить, как это было. Ощущение
свежести — май, нежная листва,
первые грозы, последние надежды...
Что в сухом
остатке? Провожу эксперимент над
собой. Что вспоминается без
специальной подготовки? «Санта-Барбара»,
«Санта-Барбара» и еще раз «Санта-Барбара»:
появившаяся
в эфире всего через несколько
месяцев после создания канала,
она стала талисманом
гостелевидения, и уже кажется, что
РТР будет жить, пока будет идти «Санта-Барбара».
Последний эфир Сорокиной (без
малого четыре года, как она ушла с
канала, а все первое десятилетие
РТР вспоминается с ее лицом).
Ночное порно с генпрокурором в
главной роли — никто из каналов
не показал тогда скандальную
пленку, никто, кроме
гостелевидения. «Сам себе
режиссер» как главный
долгожитель канала и едва ли не
единственное совпадение
пристрастий зрителей,
руководителей и критиков (во всех
остальных случаях — «Моя семья»,
«Идеальный мужчина» и главное
достижение РТР — «Аншлаг».
Критики кричат: «Пошлость!», а
руководители отмахиваются: «Рейтинг!»).
Старая, старая квартира —
отдохновение души всех, кому
больше двадцати. Так, на вскидку,
пожалуй, и все воспоминания. Ах да,
еще Мамонтов на борту «Петра
Великого»...
Забыт
почему-то «Репортер» Михаила
Дегтяря. На ночь задвинуты «Мужчина
и женщина» Прошутинской и
Максимова, «И дольше века»
Молчанова, «Архивные тайны»
Комаровой. Считается, что это
интересует нашего зрителя много
меньше, чем 9 сериалов в день, и
пошловатые фильмы недавнего
прошлого в прайм.
Интересно
задуманный и широко
разрекламированный проект
Манского «Россия. Рождение» в
своих первых сериях оказался той
горой, которая родила мышь. Из
собственного производства
сериалов в десятку пока попали
только «Простые истины» —
действительно первый
качественный отечественный
сериал для школьников. Остальное
или в общей обойме «убийственных»
добротных детективов («Маросейка,12»,
«Марш Турецкого»), или на том
уровне примитивизма («С Новым
Годом-2»), что и мелодрамой
называть-то не хочется, дабы не
обижать не высокий, но все же
приличный жанр.
Об
освещении деятельности
президента и правительства я не
говорю. Это без комментариев.
Разумеется, государственный
статус накладывает на телеканал
определенные обязательства.
Паркетные съемки, смягченные
интонации, обязательный пиар того,
что и пиарить-то невозможно,
немыслимые «Парламентские часы»
и «Федерации», самим своим
существованием дискредитирующие
Думу и Совет Федерации больше, чем
отсутствие информации об их
деятельности... Хороши ли нынешние
«Вести» — вопрос системы
координат. Они явно не попадают во
время, как «Вести» 91-го, но по
сравнению с тем провалом, который
был еще пару лет назад, стали явно
поприличнее.
Но
госканал — это не только унылые
обязательства, но и
госфинансирование. И если в
документах проверки деятельности
ВГТРК Счетной палатой значится,
что гонорар Сванидзе за одну
программу «Зеркало» в прошлом
году составлял 25 тысяч долларов,
то можно сделать вывод, что
госфинансирование неплохое. Тем
более, что отвечающий за «творческое»
наполнение канала Александр
Акопов может себе позволить
перебить новый российский фильм у
конкурентов, предложив за показ
100—120 тысяч долларов, в то время
как верхняя планка всех каналов —
25—30 тысяч. Говорят, что за право
на показ «Титаника» Акопов готов
был выложить 750 тысяч долларов, но
тут уж конкуренты объединились и
взбунтовались, объяснив
представителю государственного
телевидения, какой шум ждет его в
прессе, если он рискнет завысить
закупочную цену на столько
порядков.
Что есть
РТР сегодня? Рупор Кремля? Арена
для пиара? Плацдарм для
демонстрации возможностей? (Государства?
«Видео-Интернешнл»? Лесина?) В
любом случае это не то, чем было
РТР в мае 1991-го. Страна другая,
скажете вы? Другая. Но кто ее
изменил?!
Десять лет,
казалось бы, серьезная дата для
новейшей российской истории. Наши
умудряющиеся выжить СМИ
традиционно отмечают и более
скромные юбилеи. Но
государственное телевидение
обошлось без пышных торжеств.
Праздновать пока нечего?
«Новая газета», № 32, 14 мая 2001 г
|